
Как работать на грузовике, когда на улице +40°С
Солнце бьет в лобовое стекло раскаленным молотом. Воздух над асфальтом дрожит марево. Кабина превращается в духовку, металл обжигает, руль плавится в руках. Жара на трассе проверяет вашу выносливость, надежность машины и сохранность груза. Узнайте, как организовать перевозки в экстремальном тепловом режиме.
Управляйте физиологией
Вода – потребность номер один. Рассчитывайте норму исходя из 150 мл чистой воды в час, даже если нет чувства жажды. При +35°С и выше – 250-300 мл ежечасно. Газировки, сладкие соки, кофе не подойдут, они ускоряют обезвоживание. Добавляйте в воду щепотку соли или специальные регидратационные порошки. Соль удерживает жидкость. Ешьте часто, малыми порциями. Легкая пища – овощи, фрукты, кисломолочные продукты, отварная курица. Тяжелая жирная еда заставляет печь работать на износ, увеличивая внутренний жар. Слушайте сигналы организма. Головная боль, головокружение, мышечные судороги, тошнота – красные флаги теплового удара. Немедленно ищите тень, охлаждайте тело, звоните за помощью. Нарушаете режим отдыха в жару – подписываете приговор реакции и концентрации.
Создайте в кабине управляемый микроклимат
Не дуйте холодным воздухом из кондиционера сразу на разгоряченное тело. Рискуете получить воспаление мышц или простуду. Направляйте потоки на стекла и вверх. Снижайте температуру в салоне плавно и не сильно, на 3-5°С ниже уличной. Резкий перепад – шок для организма. Тонируйте стекла профессиональной пленкой с высоким коэффициентом UV-блокировки, чтобы снизить нагрев кабины на 40%. Используйте солнцезащитные экраны на стоянках. Проветривайте кабину специальным способом — на скорости открывайте не боковые стекла, создающие гул и вихри, а люк в крыше. Он будет работать как вытяжка, высасывая горячий воздух. При парковке ищите тень зданий, деревьев, эстакад. Нет тени – ставьте грузовик носом против солнца. Так в кабину попадает меньше прямых лучей.
Защищайте двигатель
Тепловой удар мотора в жару — следствие не одной, а целой цепи мелких упущений. Начните с основы. Проверяйте состояние и уровень охлаждающей жидкости утром, до выезда, на холодный двигатель. Старый антифриз теряет свойства выше 100°С. Меняйте его строго по регламенту. Осматривайте радиатор ежедневно. Малейший слой пыли, тополиного пуха, насекомых на сотах – смерть для теплообмена. Чистите соты щеткой или продувайте компрессором. Проверяйте натяжение ремня помпы. Слабый натяг – снижение оборотов помпы – слабая циркуляция – перегрев. Убедитесь в исправности электровентиляторов, они должны включаться при прогреве двигателя до рабочей температуры и гнать мощный поток воздуха. Следите за температурой масла, в жару оно разжижается, теряет защитные свойства. Используйте сезонное, вязкое масло, рекомендованное производителем для высоких температур.
Груз — ваша ответственность
В жару температура в кузове фургона на солнце может легко достигать +60°С. При этом продукты питания, фармацевтика, электроника, химия, некоторые стройматериалы требуют строгого контроля. Современные датчики передают данные прямо в кабину или на смартфон, проверяйте их показания регулярно. Планируйте маршрут с учетом солнца. По возможности двигайтесь в ночные или утренние часы, избегая пика жары с 12 до 16. На стоянках ищите тень для всего прицепа. При перевозке опасных грузов строго соблюдайте температурный режим, указанный в аварийной карточке. Некоторые вещества при перегреве становятся взрывоопасными. Проветривайте кузов на стоянках, если это безопасно для груза. Открывайте двери, создавая сквозняк. Для особо чувствительных грузов рассматривайте рефрижераторные установки или изотермические фургоны с усиленной изоляцией. Не экономьте на термозащите.
Разбивайте длинные перегоны на короткие отрезки. Планируйте остановки каждые 1.5-2 часа. Выходите из кабины. Пройдитесь, разомните ноги и спину, проведите быстрый визуальный осмотр грузовика. Проверьте колеса. Жара плюс трение – риск взрыва перегретой покрышки. Пощупайте пальцем диски — их сильный нагрев может сигнализировать о подклинивании тормозов или износе подшипников. Прислушивайтесь к новым звукам. Шумы от двигателя, коробки, мостов в жару могут усиливаться, указывая на проблемы со смазкой. Корректируйте график, не гонитесь за сроками ценой здоровья или поломки, иногда разумнее встать на длительную стоянку в пик жары и двигаться ночью. Объясните диспетчеру причины задержки.
Работа водителя грузовика в экстремальную жару – высший пилотаж профессионализма. Она подразумевает постоянный анализ, прогноз, мгновенные решения. Жара проверяет на прочность. Встречайте ее во всеоружии.