JAC Автофургон

JAC ТТМ Центр Север

Автофургон
Автофургон
Москва, Север
Москва, Север
Москва, Юг
Москва, Митино
Москва, Митино
Что делать, если грузовик перегрелся на трассе

Что делать, если грузовик перегрелся на трассе

Стрелка термометра резко уходит в красную зону. Из-под капота вырываются клубы едкого пара. В кабине витает сладковатый запах тосола. Сценарий, знакомый каждому водителю магистральных тягачей или развозных фургонов. Перегрев двигателя в рейсе — прямая угроза сердцу машины и выполнению графика. Паника сейчас — худший помощник. Разберем, что нужно предпринять, когда дорога каждая секунда.

Оцените ситуацию на ходу, не тормозите резко

Не спешите съезжать на обочину и распахивать капот. Проанализируйте сигналы быстро, пока машина движется. Яркий индикатор — стрелка температуры, застывшая глубоко в красном секторе. Плотный белый пар, бьющий из-под капота, резко отличается от обычного выхлопа. Характерный запах антифриза в салоне, потеря мощности мотора — любой из этих признаков требует немедленной реакции. Ваша следующая задача — найти максимально безопасное место для остановки прямо сейчас. Подойдет широкая, хорошо просматриваемая обочина, аварийный съезд, карман. Избегайте остановок на подъемах, в крутых поворотах, на узких участках дороги. Включите аварийную сигнализацию. Плавно, но уверенно направляйте грузовик к краю проезжей части. Цель — максимально быстро убраться из потока транспорта, минимизировав риск ДТП.

Глушить мотор или нет? Решение зависит от симптомов

Машина стоит. Инстинкт подсказывает заглушить двигатель. Но это не всегда правильно. Если из-под капота валит густой пар, слышно отчетливое бульканье или шипение кипящего антифриза — немедленно глушить двигатель нельзя. Резкая остановка циркуляции жидкости в момент кипения создает локальные зоны перегрева внутри мотора, что& гарантированно ведет к деформации алюминиевой головки блока цилиндров, ее короблению. Дайте двигателю поработать на холостом ходу две-пять минут. Одновременно включите печку салона на максимальный обдув и самую высокую температуру. Печной радиатор станет дополнительным теплообменником, поможет отвести часть избыточного тепла от двигателя. Пристально следите за стрелкой температуры. Как только интенсивность парообразования снизится, а стрелка начнет опускаться, пусть даже незначительно, можно глушить двигатель. Если явного кипения нет, пар не идет, но стрелка упорно показывает перегрев — останавливайтесь и глушите мотор сразу. Работа двигателя без нормальной циркуляции охлаждающей жидкости гарантированно вызовет серьезные повреждения.

Мотору требуется время, чтобы остыть

Минимум тридцать-сорок минут. Ни в коем случае не пытайтесь открыть крышку расширительного бачка или радиатора раньше времени. Давление внутри системы охлаждения перегретого двигателя огромно. Кипящий антифриз под давлением вырвется наружу, причинив тяжелые, опасные для жизни ожоги. Используйте это время эффективно. Первым делом обеспечьте безопасность себя и других участников движения. Установите знак аварийной остановки на требуемом расстоянии: минимум тридцать метров в населенном пункте, сто пятьдесят метров — за его чертой. В условиях плохой видимости или ночью обязательно включите габаритные огни. Затем проведите первичный внешний осмотр. Обойдите грузовик. Внимательно осмотрите грунт под двигателем и передней осью. Яркая лужа зеленого, красного, синего или желтого цвета — верный признак утечки охлаждающей жидкости. Масляные пятна? Проверьте состояние привода вентилятора охлаждения. Не порвался ли ремень, не повреждена ли электропроводка? Оцените состояние основного радиатора. Не забиты ли его соты пухом, тополиным семенем, насекомыми, слоем грязи? Осмотрите патрубки системы охлаждения на предмет видимых разрывов, трещин, подтеков. Зафиксируйте все обнаруженные неполадки — запишите, сфотографируйте.

Двигатель остыл. Приступайте к осторожной диагностике

Прошло достаточно времени. Кожух двигателя холодный на ощупь. Теперь можно приступать к детальному осмотру системы охлаждения. Начните с крышки расширительного бачка. Плотно оберните ее ветошью. Медленно, с легким усилием попробуйте провернуть крышку. Если слышится характерное шипение выходящего воздуха — внутри еще сохраняется давление. Подождите еще. Если шипения нет — осторожно откручивайте крышку до конца. Внимательно осмотрите саму крышку и ее резиновый уплотнитель. Нет ли трещин, разрывов, затвердевания резины? Не засорены ли предохранительные клапаны? Неисправная крышка — частая причина потери давления и последующего перегрева. Далее проверьте уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке. На холодном двигателе он должен находиться строго между метками min и max. Если уровень ниже минимума — это основная причина перегрева. Если доступ к основному радиатору безопасен, проверьте уровень в нем. После этого запустите двигатель и осторожно, издалека, понаблюдайте за поверхностью жидкости в расширительном бачке. Видны ли пузыри воздуха? Их наличие сигнализирует о воздушной пробке в системе или, что гораздо хуже, о прогаре прокладки головки блока цилиндров. Тщательно осмотрите все резиновые патрубки системы охлаждения. Проверьте их визуально и на ощупь на предмет трещин, вздутий, размягчения резины, мокрых подтеков в местах соединений. Особое внимание уделите патрубкам, идущим к термостату, водяной помпе, радиатору и радиатору печки. Убедитесь, что электровентилятор радиатора включается при прогреве двигателя. Не приближайтесь к вращающимся лопастям. Проверьте целостность лопастей вентилятора. Еще раз внимательно осмотрите соты основного радиатора на предмет засоров снаружи.

На основе собранных данных выбирайте дальнейшие действия. Обнаружена незначительная утечка антифриза, и у вас есть его запас? Постарайтесь локализовать место течи. Возможно, временно устранить ее с помощью дополнительного хомута или специального герметика для систем охлаждения. Доливайте в систему только антифриз точно такой же марки и цвета. Смешивание разных типов охлаждающих жидкостей рискованно — может вызвать химическую реакцию с образованием осадка, забивающего каналы. Если идентичного антифриза нет, доливайте только дистиллированную воду. Заведите двигатель. Будьте предельно внимательны, следите за стрелкой температуры и уровнем жидкости в бачке. Двигайтесь к ближайшей точке ремонта на минимально возможной скорости, избегая резких ускорений и высоких оборотов. Постоянно контролируйте температурный режим. Серьезная течь, полное отсутствие охлаждающей жидкости, признаки воздушной пробки, явная неисправность водяной помпы или термостата? Самостоятельное продолжение движения категорически запрещено. Риск полного разрушения двигателя слишком высок. Доливка жидкости не поможет, если система негерметична или жидкость не циркулирует. Единственный выход — вызов эвакуатора или мобильной ремонтной службы. Свяжитесь с диспетчером вашей компании или найдите подходящий эвакуатор. Если явная причина — внешнее загрязнение радиатора (пыль, пух, грязь), можно аккуратно очистить соты. Продуйте их сжатым воздухом со стороны двигателя, направляя струю вперед. Или промойте водой под небольшим напором, также с обратной стороны. Не используйте металлические щетки или струю под высоким давлением — повредите тонкие соты. После очистки, при необходимости, долейте антифриз. Контролируйте температуру при последующем движении.

Перегрев в пути — испытание на профессионализм и выдержку водителя. От первых шагов зависит стоимость последующего ремонта и выполнение контракта. Действуйте по обстановке, но помните базовые принципы. Потеря времени на ожидание помощи всегда дешевле капитального ремонта двигателя.